Водоснабжение начинается с экономии

Денис Латыш дал газете «Зори» интервью о том, как в Афипском городском поселении решаются проблемы с водоснабжением.

Водопроводные сети во всех поселениях Северского района прокладывали десятки лет назад, и сегодня они находятся в плачевном состоянии. Платежей населения едва хватает на зарплату коммунальщикам и примитивный ремонт труб. Если раньше вопросы по водоснабжению возникали, в основном, летом, то сейчас перебои с водой могут быть в любое время. И куда бы жители ни жаловались, это почти не влияет на улучшение ситуации.

Пожалуй, меньше всего проблемы с водоснабжением в настоящее время волнуют афипчан. Руководство Афипского городского поселения служит примером для Северского района, как надо работать в жилищно-коммунальном комплексе, и, в частности, в обеспечении населения водой.

— Денис Александрович, когда руководство поселения решило взяться за проблемы с водой?

— В 2005 году, после избрания Юрия Коваленко главой. Ситуация с водоснабжением тогда в Афипском была, можно сказать, катастрофической. Износ водопроводных сетей составлял более 85 %, половина скважин не работала, вода подавалось по графику. Чтобы она дошла до всех улиц, приходилось кратно увеличивать добычу. Из-за этого трубы не выдерживали давления и лопались, что приводило к 30-40(!) порывам в день. Через трещины и повреждения в сеть попадали стоки и грязь, ухудшая качество воды. В общем, в то время в нашу администрацию шёл нескончаемый поток жалоб жителей.

— С чего решили начать?

— Пожалуй, с того, что Юрий Антонович сказал, что данная проблема — самая социально значимая и решать её надо изо дня в день, не надеясь на манну небесную. Пройдёт какое-то время, и все увидят результат.

Чтобы найти выход из проблемной ситуации, мы провели инвентаризацию системы водоснабжения. Раньше такую работу никто никогда в поселении не делал. Колоссальный объём! Выяснили, как говорится, от а до я: общую протяжённость водопровода, возраст труб, их состояние и диаметры на различных участках, количество скважин и объём добываемой артезианской воды.

Исходя из полученных данных, занялись составлением плана поэтапного решения проблем с водоснабжением. На ежедневных утренних планёрках Юрий Антонович, подводя итоги минувшего дня, определял новые задачи. Привлекли к работе наш депутатский корпус, специалистов коммунального хозяйства, экономистов.

— Ваши первые шаги после составления плана?

— Начали с восстановления всех скважин на территории поселения и Северного и Южного водозаборов. Увеличили объём добычи, перешли на круглосуточную подачу воды. Эффект от этого увидели почти сразу. Несколько лет назад ежемесячные коммунальные платежи за водоснабжение начислялись по нормативам, так как в большинстве домов счётчиков не было. Больше половины абонентов эти платежи не оплачивали. Нет воды — нет денег за неё. Это объяснимая реакция населения. Но когда водоснабжение стало постоянным, проблема неплатежей стала решаться. Сегодня 95-96 % жителей каждый месяц беспрекословно платят за воду.

Стоит добавить, что сейчас у нас действуют 15 скважин. Они дают 6600 кубических метров воды в сутки, которых полностью хватает на нужды поселения.

— Как справлялась сеть с увеличенным объёмом воды?

— Следующее, что необходимо было сделать, — это заменить сети. В поселении 111 километров водопроводных труб. Поменять их все и сразу невозможно. Поэтому в первую очередь взялись за магистральные водопроводы. Они, так сказать, основные водные артерии и разносят воду от водозаборов и скважин по всему поселению. Работы вели за счет бюджета поселения. В процессе приложили немало усилий для участия в целевых краевых программах, что явилось хорошим подспорьем в решении данной задачи.

Закончив работы по замене магистралей, принялись за водопровод на центральных улицах, от которых питаются прилегающие. Благодаря личной инициативе главы по приобщению предприятий к нуждам поселения была реализована договорённость с ОАО «Краснодаргазстрой», предприятие приобрело 1229 метров пластиковой трубы диаметром 160 мм, которую положили на улице Краснодарской.

На сегодняшний день в поселении заменено более 30 километров водопровода, из них более десяти километров в частном секторе совместно с жителями.

— Что означает «совместно с жителями»?

— Ещё в начале работ по замене мы понимали, что сделать это только своими силами будет тяжело. Поэтому стали проводить собрания с квартальными тех улиц, где жители хотели как можно быстрее решить вопрос с водоснабжением. На собраниях мы предлагали следующее: ЖКХ поселения составляет схему участка уличного водопровода, подлежащего замене, определяет подходящий диаметр трубы и считает её стоимость. Жители улицы сами покупают необходимый метраж (от 100 до 600 метров), а установкой на безвозмездной основе занимаются работники ЖКХ. Как видно, предложение нашло отклик у населения, и, надеюсь, наша совместная работа продолжится.

— И какие результаты ваша работа принесла?

— В 2008 году давление воды на входе в систему водоснабжения составляло шестнадцать атмосфер, сегодня — четыре. То есть мы стали в четыре раза больше экономить на энергоресурсах.

Плюс к этому улучшилось качество воды. За ним постоянно следят специальные службы, и, согласно отчётам, вода на выходе из скважин и из крана в домовладении или соцобъекте практически одинакова по составу и отвечает санитарным нормам.

Стали меньше ремонтировать, соответственно, меньше на это тратить. Сейчас у нас в самый плохой день бывает не более трёх порывов старых труб. Их устраняем быстро и более эффективно с помощью специальных хомутов, а не деревянных чопиков, как было раньше.

Самое главное — мы победили все «больные места» и сегодня имеем 100-процентное круглосуточное обеспечение водой.

— Есть планы относительно водоснабжения Афипского поселения?

— Конечно. Главой поставлена цель полностью заменить водопроводную систему и установить новое оборудование на всех скважинах. Жаль, что старые проблемы иногда сменяются новыми, что тормозит выполнение задач. В прошлом году «запесочила» скважина в «Городке нефтяников». Пришлось её отключать, а водную систему городка запитывать от Южного водозабора, благо позволяют резервы. По поручению главы провели перерасчёт платежей для жителей с момента, когда вода пошла с песком.

Хотя возможность переключиться на другую магистраль есть не везде. И когда начинаются перебои с водоснабжением, скажем, во время замены труб, мы обеспечиваем жителей водой с помощью автоцистерн. Причём отдельно привозим питьевую и техническую.

— Бывали ли у вас случаи самовольных врезок?

— Да, сталкивались. Пересчитывали оплату и заставляли погашать разницу.

— А как можно обнаружить врезку?

— Мы требуем, в соответствии с нормами закона, от всех абонентов устанавливать узлы учёта. С многоквартирными домами проще. Здесь счётчики находятся в местах общего пользования, и владельцы квартир совместно оплачивают воду. А вот от жителей частного сектора требуется установка узлов на улице, чтобы контролёры имели к ним свободный доступ для снятия показаний. Если показания в течение некоторого времени остаются примерно одинаковыми и небольшими, можно предположить, есть ли во дворе врезка. Остальное — дело проверки.

— Как думаете, другие поселения смогут воспользоваться вашим опытом?

— Почему нет? У нас тоже было не всё так просто, как может показаться. До 2008 года коммунальное хозяйство Афипского поселения находилось в ведении ООО «Северская ТЭК». Когда предприятие признали банкротом, и началась процедура банкротства, мы забрали наше ЖКХ на свой баланс. После этого глава поселения Юрий Коваленко со своими заместителями и депутатами начали внимательно изучать, почему «коммуналка» несёт большие убытки и где можно сэкономить. Экономию вообще поставили во главу угла, ведь вместе с коммунальным хозяйством нам пришлось забрать и его долг в 49 миллионов рублей.

Сегодня, по большому счёту, мы с долгами рассчитались. В коммунальной сфере работают четыре предприятия, отвечающие за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и вывоз мусора. Совместно с руководством этих предприятий наша администрация постоянно мониторит ситуацию в поселении, следит за нормативными изменениями в ЖКХ и налогах. Работа на предприятиях поставлена таким образом, что они не зарабатывают, а, в первую очередь, окупают себя. Именно это условие поставил перед ними глава поселения. Ну, а результаты работы, мне кажется, видят все афипчане.

— Сколько ещё надо времени на решение всех проблем с водой в Афипском поселении?

— Данный вопрос невозможно решить мгновенно, и внимание ему должно уделяться постоянно. Но глава ставит перед собой и своей командой задачу произвести замену всех старых труб в течение пяти лет.

Беседовал Александр Горяйнов.